Информация

по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях» в Старооскольском городском округе  за 2013 - 2016 годы и 1 квартал 2017 года

 

            Контрольно-счётной палатой проведен «Аудит эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях» в Старооскольском городском округе за 2013 – 2016 годы 1 квартал 2017 года.

         Доходы бюджета Старооскольского городского округа от использования земли в 2013-2016 годах характеризуются следующими данными (млн. рублей):

 

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста

2016 г. к 2013г.

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

7

Доходы бюджета округа от использования земли, в том числе:

1 643, 9

1 448, 0

1 540,8

1 128,6

-515,3

68,6

    земельный налог

1 265,9

1 048,4

1 268, 8

820,1

-445,8

64,8

    доходы от аренды земельных участков

168,4

252,8

238,1

278,0

109,6

165,1

    доходы от продажи земельных участков

209,6

146,8

33, 9

30,5

-179,1

14,6

Доходы бюджета округа по налоговым и неналоговым доходам

3 227,2

2 551,2

2 677,4

2 420,8

-806, 4

75,0

Доля доходов от использования земли в собственных доходах (%)

50,9

56,8

57,5

46,6

-4,3

91,6

 

В ходе контрольного мероприятия установлено, что администрацией Старооскольского городского округа, как исполнительно-распорядительным органом, не приняты исчерпывающие меры по контролю за использованием и распоряжением земельными ресурсами, что повлекло причинение ущерба интересам бюджета городского округа на общую сумму свыше 49,6 млн. рублей в результате:

- необоснованного применения более низкого корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка и (или) занижения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка при расчете размера арендной платы - 28 230,3 тыс. рублей. Например, в результате занижения размера арендных платежей АО «Осколмебель» вследствие необоснованного занижения  удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанного с применением заниженной на 32 млн. рублей кадастровой стоимости  потери бюджета составили  2 560,6 тыс. рублей; 

- изменения вида разрешенного использования земельных участков и, как следствие, предмета и цели договора аренды и размера арендных платежей - 3229,7 тыс. рублей;

- неприведения правового статуса земельных участков в соответствие с целью их фактического использования - 356,4 тыс. рублей;

- занижения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка - 2 443,3 тыс. рублей. Например,  в результате  предоставления преференций ООО «СтройИнжиниринг» в виде установления несоизмеримо низкой арендной платы (13 рублей/кв.м) за земельные участки, предоставленные для многоэтажного жилищного строительства в инвестиционно привлекательном районе города потери бюджета составили  1 494,2 тыс.  рублей;

 - неприведения размера арендных платежей в соответствие с действующим законодательством - 84,3 тыс. рублей;

- необоснованного принятия решения об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка - 430,6 тыс. рублей;

- предоставления в аренду ООО «Белгородский завод подъемно-транспортного машиностроения» земельного участка для добычи песка под видом рекреационной деятельности - 4 884,6 тыс. рублей;

- выпадающих доходов по земельному налогу вследствие необоснованного занижения кадастровой стоимости земельных участков из-за неправомерного изменения вида разрешенного использования земельных участков  на «скверы, бульвары, сады» - 2 721,2 тыс. рублей;

- занижения выкупной стоимости земельного участка - 120,8 тыс. рублей;

- использования земельных участков без оформления прав на землю и внесения платы - 7 047,3 тыс. рублей;

- необоснованного продления договора аренды земельного участка без проведения торгов - 118,4 тыс. рублей.

Также установлено, что в результате неэффективного управления и распоряжения земельными ресурсами не были задействованы все имеющиеся резервы для пополнения доходной части бюджета округа на общую сумму свыше 62 млн. рублей в результате:

- не вовлечения в арендные отношения земельных участков, расположенных на территориях, прилегающих к торговым центрам, используемых для их обслуживания и размещения автостоянок для сотрудников и покупателей - свыше   1 млн. рублей;

- не использования механизма повышения арендных платежей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов для проведения работ, связанных с пользованиями недрами, в части установления максимального допустимого размера корректирующего коэффициента (2%) - свыше 1,8 млн. рублей;

 - применения корректирующего коэффициента, установленного на период строительства в размере 1,5%, нарушающего требования постановления Правительства Белгородской области от 13 июля 2009 г. № 247-пп, предусматривающего определение указанных коэффициентов дифференцированно с учетом видов их функционального использования, не выделяя этапность и степень завершения строительства - не менее 10,0 млн. рублей;

- неисполнения обязанности по выделению земельных участков в счет принадлежащих земельных долей и невовлечения в арендные отношения данных земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 942,97 га - свыше 16 млн. рублей и в дальнейшем - не менее 8 млн. рублей ежегодно;

- непроведения эффективной претензионно - исковой  работы по взысканию неосновательного обогащения на сумму свыше 28 млн. рублей в отношении земельных участков, используемых физическими и юридическими лицами под гаражи на территории Старооскольского городского округа;

- в результате бездействия сотрудников департамента имущественных и земельных отношений по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, вследствие чего  кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка были необоснованно занижены при определении размера арендной платы - 5,2 млн. рублей.

В проверяемом периоде администрацией Старооскольского городского  округа допущено превышение полномочий при распоряжении земельными участками, а именно:

- в 2016 году - по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, образуемых из числа земель, государственная собственность на которые не разграничена общей площадью свыше 36 га;

- образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения  и отнесения их к категории земель - земли особо охраняемых территорий общей площадью свыше 14 га

По итогам контрольного мероприятия направлено представление главе администрации Старооскольского городского округа Гнедых А.В., во исполнение которого ему предложено принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. Информация о результатах проведенного мероприятия направлена председателю Совета депутатов Старооскольского городского округа.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» материалы контрольного мероприятия 13 июля 2017 г. направлены в УМВД России по Белгородской области.

 

Аудитор Контрольно-счётной палаты

Белгородской области                                                  Н.И. Усова

Размещено: 04.08.2017

 

АКТ по результатам контрольного мероприятия (pdf)

АКТ по результатам контрольного мероприятия (htm)

 

Заключение (pdf)

Заключение (htm)

 

Замечания (pdf)