Отчёт

о деятельности Контрольно-счётной палаты

Белгородской области

за 2014 год

 

Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области за 2014 год подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Контрольно-счётная палата, Палата).

 

Основные результаты деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области за 2014 год

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом Белгородской области, законом Белгородской области «О Контрольно-счётной палате Белгородской области» Палатой в отчетном периоде осуществлялся предварительный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета Белгородской области, бюджета территориального  фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области, а также контроль за использованием межбюджетных трансфертов и проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты Белгородской области на 2014 год, утвержденным приказом от 27 декабря 2013 г. №51 в отчетном году проведено 21 контрольное и 2 экспертно-аналитических мероприятий, подготовлено 20 экспертиз на проекты законов.

Проверяемыми органами и организациями контрольных и экспертно-аналитических мероприятий являлись 65 объектов контроля, в том числе: органы исполнительной власти   Белгородской области, муниципальные образования, учреждения и организации.

При проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий особое внимание было уделено вопросам законности и эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок в  здравоохранении и образовании, использовании средств дорожного фонда, обоснованности использования средств при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, использования государственного имущества,  эффективности использования средств, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в Белгородской области, а также использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2014 году Контрольно-счётной палатой выявлено нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере на сумму 371530,5 тыс. рублей (из них средства областного бюджета – 313712,2 тыс. рублей). Информация по видам нарушений следующая:

(тыс. рублей)

 

№ п/п

Виды нарушений[1]

Общая сумма нарушений

Удельный вес в общей сумме (%)

Сумма по средствам областного бюджета

Удельный вес по средствам областного бюджета (%)

1

2

3

4

5

6

1.

Нецелевое использование средств

4248,7

1,1

884,8

0,3

2.

Незаконное использование средств

2674,2

0,7

-

-

3.

Неэффективное использование средств

84930,0

22,9

82654,5

26,4

4.

Необоснованное использование средств

117921,9

31,7

97081,8

30,9

5.

Потери бюджета

161755,7

43,6

133091,1

42,4

Всего

371530,5

100

313712,2

100

Для принятия мер по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было направлено 27 представлений проверяемым организациям, государственным органам, органам местного самоуправления, 24 информации в Белгородскую областную Думу, 25 информаций Губернатору Белгородской области, 24 информационных письма в государственные органы.

По результатам контрольных мероприятий 26 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (15-ти объявлен выговор, 11– замечания). Материалы по 5-ти проверкам направлены в прокуратуру Белгородской области и в правоохранительные органы.

В зависимости от характера выявленных нарушений и недостатков строилась и работа, направленная на их устранение, принимались соответствующие меры в рамках установленной компетенции и предоставленных полномочий. В ряде случаев устранение нарушений осуществлялось непосредственно в ходе контрольных мероприятий, в том числе имело место предотвращение оплаты необоснованных расходов.

Всего по результатам проведенных в 2014 году контрольных мероприятий на дату подготовки настоящего отчета возмещены средства на общую сумму 45443,8 тыс. рублей.

 

Также, Палата в ходе проверки строительства наружных сетей канализации ОГКУЗ «Санаторий для детей с родителями» без какой-либо дополнительной оплаты обеспечила ввод в эксплуатацию канализационных и водопроводных сетей санатория и здание пищеблока со столовой. Следует отметить, что затраты на эти объекты в сумме 87,5 млн. рублей были произведены ещё в 2007-2009 годах.

Кроме этого, по результатам контрольных мероприятий, проведенных в конце 2013 года, в 2014 году было устранено нарушений на общую сумму 13102 тыс. рублей по Старооскольскому городскому округу и 859,4 тыс. рублей по МАУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» г. Белгорода, а также уволено одно должностное лицо.

Таким образом, в 2014 году по результатам проведенных мероприятий было устранено нарушений на общую сумму 59405,2 тыс. рублей

 

Продолжается работа органов исполнительной власти    Белгородской области, органов местного самоуправления, должностными лицами учреждений по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проведенных Палатой в предыдущих отчетных периодах.

В целом, в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий установлено, что состояние внутреннего финансового контроля в органах исполнительной власти области, государственных органах, муниципальных образованиях  не в полной мере обеспечивало системный и результативный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, получателями субсидий на выполнение установленного государственного задания, что приводит к неправомерному и неэффективному использованию бюджетных средств.

Важнейшей проблемой во всех проверяемых объектах  остается отсутствие должного контроля за выполнением работ со стороны государственных заказчиков (заказчиков) всех уровней (органов исполнительной власти    Белгородской области и учреждений, предприятий подведомственной сети), в результате чего принимаются к оплате невыполненные работы, работы завышенной стоимости, производится необоснованная выплата заработной платы,   что приводит к неэффективному и нерациональному расходованию средств бюджета    Белгородской области.

По-прежнему при проверках устанавливаются факты некачественного выполнения работ, непринятия мер по своевременному исполнению обязательств, предусмотренных государственными контрактами.

Хотя практически все муниципальные образования в области дотационные (20 из 22), однако не во всех  муниципальных образованиях принято  во  внимание  распоряжение  Губернатора  области от 6 июля 2011 г. № 456-р «Об упорядочении оплаты труда и приведении в соответствие штатной численности работников органов местного самоуправления», которым  было рекомендовано привести в соответствие организационную структуру, исключив дублирование функциональных обязанностей, провести оптимизацию штатной численности органов местного самоуправления в соответствии с предельными нормативами штатной численности, установленными распоряжением Губернатора области от 25 января 2006 г. №34-р «О предельной штатной численности работников органов местного самоуправления», рекомендовано привести в соответствие с рекомендованными значениями должностные оклады муниципальных служащих.

 

 

 Основные результаты иной деятельности

 

Реализация принципа гласности и открытости в деятельности Контрольно-счётной палаты, как и в предыдущие годы, осуществлялась в различных направлениях.

Основой для обеспечения доступа к информации о результатах деятельности Контрольно-счётной палаты и взаимодействия с государственными органами послужило публичное представление деятельности Палаты и ее итогов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В мае 2014 года проведено совещание руководителей, аудиторов и инспекторов Контрольно-счётных палат Белгородской, Брянской, Калужской, Курской и Орловской областей. На совещании были рассмотрены проблемы по вопросам аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и аудита государственных программ.

На совещании выступили руководители и аудиторы всех участвующих в совещании контрольно-счетных органов. По результатам совещания было принято решение по названным вопросам.

В октябре 2014 года на семинаре ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области» с докладом по правовым основам муниципального финансового контроля выступил заместитель председателя Контрольно-счётной палаты.

В 2014 году разработаны и осуществлены мероприятия по созданию Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счётной палате Белгородской области. В состав Совета вошли Контрольно-счётная палата Белгородской области и 17 контрольно-счетных органов муниципальных образований Белгородской области. 23 декабря 2014 г. утверждено Положение о Совете и состав Президиума Совета, проведено организационное совещание Совета.

Председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие во Всероссийском совещании контрольных органов по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации, а также в совместном заседании Президиума и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

Информационно-технологическое обеспечение Палаты было направлено, прежде всего, на эффективное решение задач контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

В 2014 году подписаны   Соглашение о сотрудничестве между Счётной палатой Российской Федерации и Контрольно-счётной палатой Белгородской области и Соглашение о сотрудничестве между Контрольно-счётной палатой Белгородской области и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Белгородской области.

Заключено Соглашение между Администрацией Губернатора Белгородской области и Контрольно-счётной палатой Белгородской области о начале электронного документооборота.

Сотрудники Контрольно-счётной палаты приняли участие в качестве третьего лица в 7 заседаниях арбитражного суда Белгородской области и в 1 заседании арбитражного суда апелляционной инстанции (19 апелляционный суд г. Воронеж) по поддержанию исковых требований, связанных с возмещением бюджетных средств, выявленных по материалам Контрольно-счётной палаты.

Как и в предыдущие годы, особое внимание уделялось анализу коррупциогенных факторов и рисков в бюджетном процессе, выявлению таких факторов при проведении экспертно-аналитических мероприятий, проверке соблюдения лицами, замещающими государственные должности    Белгородской области, и государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, связанных с замещением должностей.

В 2014 году проводилась работа по оптимизации и сокращению расходов областного бюджета на содержание Палаты. При утвержденных бюджетных ассигнованиях в сумме 24851,4 тыс. рублей, фактически произведены расходы на сумму 20371,8 тыс. рублей (82,0 % от запланированного), в том числе направлено на заработную плату - 14040,9 тыс. рублей, начисления на заработную плату - 3628,5 тыс. рублей, другие расходы -2702,4 тысяч рублей (командировочные расходы, приобретение оргтехники, канцелярских товаров, оплата связи, программных продуктов, информационных систем и прочие расходы).

В 2014 году продолжалась целенаправленная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации сотрудников Контрольно-счётной палаты   Белгородской области.

По программе повышения квалификации прошли обучение 13 сотрудников.

В целях повышения квалификации сотрудники направлялись в ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счётной палаты Российской Федерации (г. Москва), где были обучены три специалиста по теме «Государственный финансовый контроль: управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации».

В НИУ «БелГУ» Институт ГМУ обучались пять человек (по теме «Государственная политика в области противодействия коррупции», «Вопросы обеспечения открытости информации о деятельности государственных органов», «Личная эффективность руководителя»).

Два аудитора повышали квалификацию в АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1» (по темам «Новое в нормативном регулировании имущественных отношений, налогообложений и аудиторской деятельности», «Общий аудит»).

Завершили обучение по программе профессиональной переподготовки 2 аудитора по направлению подготовки «Аудитор государственного и муниципального управления».

Также 1 сотрудник получил второе высшее образование, освоив программу магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением квалификации магистр.

Кроме этого, в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проводилось обучение одного сотрудника по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С целью приобретения новых и развитие имеющихся знаний, умений и навыков в сфере контрольной, экспертно-аналитической, кадровой, правовой и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами проведения внутрикорпоративного обучения в Контрольно-счётной палате Белгородской области за 2014 год проведено 20 занятий в виде лекций и семинаров. Рассмотрены вопросы внешнего государственного финансового контроля, кадровой и учетной политики, правового регулирования, противодействия коррупции.

 

Заключительные положения

В отчетном периоде Контрольно-счётной палатой Белгородской области осуществлялась реализация полномочий, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом Белгородской области, законом Белгородской области «О Контрольно-счётной палате Белгородской области».

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность была направлена на выявление проблем и решение актуальных вопросов в агропромышленном комплексе области, законности и эффективности использования средств в системе образования, здравоохранения, использовании межбюджетных трансфертов.

Учитывая итоги контрольных мероприятий, проведенных в 2014 году, был утвержден план деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области на 2015 год (приказ №41 от 30 декабря 2014 года), в котором определены приоритетные области контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности:

-обеспечение контроля за выполнением задач, поставленных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию (4 декабря 2014 года), реализаций майских Указов Президента;

-контроль исполнения Плана мероприятий по решению задач, изложенных Губернатором области Е.С. Савченко на церемонии вступления в должность 20 октября 2012 года;

-контроль за формированием и исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Белгородской области;

-контроль правомерности и аудит эффективности использования средств бюджета    Белгородской области и объектов собственности    Белгородской области;

-контроль правомерности и эффективности использования государственного имущества и средств бюджета    Белгородской области, связанных с выполнением главными распорядителями бюджетных средств государственных функций и оказанием подведомственными учреждениями государственных услуг, в том числе в социальной сфере;

-оценка эффективности использования бюджетных средств на дорожное хозяйство;

-аудит долговой политики в Белгородской области;

-реализация полномочий по осуществлению контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также проверка местного бюджета;

-повышение эффективности системы внутреннего аудита (контроля);

-проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В целях совершенствования взаимодействия Контрольно-счётной палаты с контрольно-счетными органами муниципальных образований, обмена опытом реализации полномочий в области осуществления  внешнего государственного и муниципального финансового контроля, выработки единых подходов к  вопросам планирования и проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий продолжится работа  Совета контрольно-счетных органов при Контрольно-счётной палате Белгородской области и Президиума Совета.

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты

Белгородской области                                                                         Н. А. Звертаев

 

Размещено: 14.04.2015

 


[1] -нецелевое использование средств -  направление средств бюджета в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ);

-незаконное использование средств - использование средств в нарушение законов;

-неэффективное использование средств  - использование средств с нарушением статьи 34 БК РФ;

-необоснованное использование средств - расходы, произведенные при отсутствии соответствующих первичных документов и других оснований для расходования средств;

-потери бюджета – не поступившие средства в бюджеты в результате действий (бездействий) должных лиц, выражены в виде неполученной арендной платы при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, занижения   ставок арендной платы, недопоступления доходов от платной деятельности, а также неприменения штрафных санкций к поставщикам и подрядчикам, нарушающим условия заключенных контрактов.