ОТЧЁТ

о деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области

за 2011 год

 

 

            Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области (далее – Контрольно-счётная палата) за 2011 год подготовлен в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

            Свою деятельность Контрольно-счётная палата осуществляла, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Белгородской области, а также:

            - Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

            - законом Белгородской области от 8 декабря 1998 года № 50 «О Контрольно-счётной палате Белгородской области»;

            - законом Белгородской области от 12 июля 2011 года № 53 «О Контрольно-счётной палате Белгородской области».

            В 2011 году во исполнение Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Белгородской областной Думой был принят новый закон Белгородской области от 12 июля 2011 года № 53 «О Контрольно-счётной палате Белгородской области», который вступил в силу с 1 октября 2011 года. Согласно этому закону Контрольно-счётная палата стала обладать правами юридического лица, запись о создании юридического лица внесена в единый государственный реестр юридических лиц 30 ноября 2011 года Инспекцией ФНС России по г. Белгороду.

            Штатная численность Контрольно-счётной палаты установлена постановлением Белгородской областной Думы № П/11-17-5 от 24 ноября 2011 года в количестве 26 единиц. В ноябре-декабре 2011 года началось комплектование штатных единиц.

            В декабре 2011 года в порядке обмена опытом работы и информации председатель Контрольно-счётной палаты участвовал во Всероссийском совещании, проведённом Администрацией Президента Российской Федерации, по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации и конференции по актуальным вопросам развития государственного и муниципального финансового контроля, организованной Счётной палатой Российской Федерации.

            В 2011 году один сотрудник Контрольно-счётной палаты прошёл курс повышения квалификации в учебно-методическом центре ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт», другой сотрудник прошёл курс повышения квалификации в ООАНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» в целях соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации (подтверждения квалификационного аттестата в области общего аудита).

            Также, в 2011 году один сотрудник Контрольно-счётной палаты прошёл курс повышения квалификации в Центре государственного и муниципального контроля Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Государственный аудит и управление бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации».

            В 2011 году Контрольно-счётная палата осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

            В соответствии со  статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Контрольно-счётная палата осуществляла следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль, представляющие собой систему непрерывного контрольного процесса.

            Контрольно-счётная палата осуществляла свою деятельность на основе годового плана работы, согласованного с председателем областной Думы.  Дополнительно Контрольно-счётная палата на основании постановления Белгородской областной Думы от 22 декабря 2010 г. № П/3-21-5 «О создании комиссии» принимала участие в проверках управляющих организаций г. Белгорода.

            В управляющих организациях г. Белгорода (проверено 7 организаций) сотрудники Контрольно-счётной палаты проверили их финансово-хозяйственную деятельность за 2009-2010 годы и изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в 2009-2011 годах.

            Кроме этого, в посёлке Разумное Белгородского района проверена финансово-хозяйственная деятельность за 2010 год ООО «Управляющая компания жилищным фондом» и ООО «Коммунальщик».

            Вне плана были осуществлены проверки по жалобе жителей с. Стрелецкое Белгородского района, проживающих в доме № 44 по улице Королёва, МУП «Белгородский электротранспорт», МУП «Горводоканал» г. Белгород, ОГУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств», ОГУ «Центр технической поддержки образовательных учреждений», муниципальный район «Чернянский район» Белгородской области по вопросу использования средств на реконструкцию стадиона в п. Чернянка и ОГУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр» по вопросу использования средств на создание инженерной инфраструктуры промышленного парка «Северный».

            Порядок организации работы обеспечил в 2011 году определённую систему финансового контроля  за формированием, исполнением и целевым использованием средств областного и местных бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования, использованием государственной собственности Белгородской области и муниципальной собственности, соблюдением действующего законодательства и других нормативных правовых актов, предусматривающих расходы за счёт государственных средств, а также касающихся формирования и исполнения бюджетов.

   Каждые полгода результаты работы Контрольно-счётная палата публиковала в газете «Белгородские известия» под рубрикой «официально». В газете № 77 (2915) 11 мая 2011 г. опубликованы результаты работы за 2010 год, в газете № 133 (2971) 27 июля 2011 г. – результаты работы Контрольно-счётной палаты в 1 полугодии 2011 года. Кроме этого,  информация о результатах контрольных мероприятий, проведённых в 2011 году, и отчёт председателя Контрольно-счётной палаты Белгородской области о проделанной работе за 2010 год размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Белгородской областной Думы и на Интренет-сайте Ассоциации контрольно-счётных органов Российской Федерации в ФГУП «СП-Центр».

            Результаты каждого контрольного мероприятия (в виде проверок), осуществлённого Контрольно-счётной палатой, направлялись в областную Думу и Губернатору области.

            Ежеквартально, о проведённых контрольных мероприятиях и мерах,  принятых по ним, в 2011 году Контрольно-счётная палата направляла информации в областную Думу и Губернатору области.

            В 2011 году предварительный контроль осуществлялся путём проведения экспертиз и подготовки заключений с предложениями на законопроекты области, предусматривающие использование средств областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

            По законопроектам области в 2011 году проведено 24 экспертизы и на них подготовлены заключения, в том числе проведены экспертизы и подготовлены заключения с предложениями на законопроекты об областном бюджете на 2012 год и бюджете Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год. При проведении  экспертиз этих законопроектов анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и областного законодательства и сбалансированности бюджетов. Проанализированы доходная и расходная части бюджетов.

            Текущий контроль осуществлялся в виде анализа и подготовки заключений по исполнению областного бюджета за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2011 года с предложениями по более эффективному использованию бюджетных средств.

            Вместе с тем, основным видом деятельности Контрольно-счётной палаты в 2011 году были контрольные мероприятия   в форме последующего контроля.

            Было осуществлено 28 контрольных мероприятий, где охвачено проверками 2 департамента, 3 муниципальных образования, 23 учреждения и организации.

            В соответствии с постановлением Белгородской областной Думы от 2 сентября 2011 года № П/9-18-5 «О назначении депутатского расследования» председатель Контрольно-счётной палаты Наумов В.И. совместно с депутатом Белгородской областной Думы Горбач В.Н. в рамках депутатского расследования осуществляли проверку муниципального района «Грайворонский район» Белгородской области по отдельным вопросам использования бюджетных средств.

            Нарушения установлены по результатам 16 контрольных мероприятий на общую сумму 45513,7 тыс. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета на сумму 8885,5 тыс. рублей.

            Суммы по видам нарушений представлены в виде таблицы:

 

 

№ п/п

Виды нарушений

Общая сумма (тыс. рублей)

Удельный вес

в общей сумме (%)

Сумма по средствам областного бюджета (тыс.  рублей)

Удельный вес

в сумме по средствам

 областного бюджета (%)

1

2

3

4

5

6

1

Незаконное использование средств

1778,4

3,9

-

-

2

Неэффективное использование средств

12734,8

28,0

1150,6

12,9

3

Необоснованное использование средств

16695,4

36,7

6519,2

73,4

4

Потери бюджета

14305,1

31,4

1215,7

13,7

 

Всего

45513,7

100,0

8885,5

100,0

 

            Нецелевого использования средств в ходе контрольных мероприятий не установлено.

            В основном допускались следующие виды нарушений –необоснованные выплаты заработной платы и других выплат, недопоступление арендной платы, завышение объёмов и стоимости  выполненных строительно-монтажных работ и другие, так как муниципальные районы, а также учреждения и организации не должным образом соблюдали существующее законодательство, неэффективно использовали финансовые средства, государственное и муниципальное имущество. На недостаточном уровне осуществляется финансовый контроль со стороны представительных органов муниципальных образований и образованных ими контрольно-счётных органов.

            Основная часть из выявленных сумм по видам нарушений приходится на муниципальный район «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области – 19086,0 тыс. рублей (41,9% от общей суммы), из которых 12643,9 тыс. рублей – потери местного бюджета за счёт передачи части помещений муниципального имущества в безвозмездное пользование учреждениям, финансируемым из других бюджетов и коммерческим организациям, и управляющим организациям г. Белгорода – 16681,5 тыс. рублей (36,7% от общей суммы).

            По средствам областного бюджета необоснованное использование средств составило 6519,2 тыс. рублей (73,4% от общей суммы средств по областному бюджету). Основные нарушения установлены при проверке по вопросу использования средств на реконструкцию стадиона в п. Чернянка Белгородской области – 3189,2 тыс. рублей (за счёт завышения объёмов фактически выполненных работ, излишне списанных материалов, а также неподтверждения транспортных расходов ООО СК «Оникс» (г. Белгород) и при проверке использования средств на создание инженерной инфраструктуры промышленного парка «Северный» - 2866,3 тыс. рублей (за счёт завышения объёмов работ и включения подрядчиками в акты о приёмке выполненных работ таких видов работ, которые не выполнялись и не подтверждены первичной документацией).

            Кроме выявленных сумм по видам нарушений в рамках осуществления контрольного мероприятия при проверке финансово-хозяйственной деятельности департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области в ходе сравнительного анализа цен по 23 наименованиям медицинского оборудования, приобретённого для нужд медицинских учреждений Белгородской области на общую сумму 56225,7 тыс. рублей, установлено, что по 18 наименованиям оборудования увеличение составило 10308,97 тыс. рублей, или 18,4% от фактической стоимости приобретения.

            Причиной таких фактов послужил формальный подход работников Департамента при определении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при подготовке размещения государственного заказа и сотрудников комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области при осуществлении Департаментом согласования обоснованности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышала 2 (Два) миллиона рублей.

            По результатам проведённых контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и ст. 9 закона Белгородской области от 8 декабря 1998 года № 50 «О Контрольно-счётной палате Белгородской области», было направлено органам государственной власти области, местного самоуправления, руководителям организаций и учреждений 9 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причинённого ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

В ходе принятых мер по возмещению причинённого ущерба, всего было возмещено 8881,9 тыс. рублей (19,5% от общей суммы выявленных средств), в том числе средства областного бюджета - 3718,1 тыс. рублей (41,8% от суммы выявленных средств по областному бюджету).

Также,  необходимо отметить, что сотрудники Контрольно-счётной палаты в ходе контрольных мероприятий непосредственно принимали меры по оказанию реальной помощи по устранению выявленных  нарушений и недостатков и профилактике недопущения подобных нарушений в будущем.

Результаты проведённых контрольных мероприятий в отношении управляющих организаций г. Белгорода в том числе были рассмотрены на заседании Правительства Белгородской области и на встрече с активом г. Белгорода.

   Очевидно, что работа в части возмещения средств, использованных необоснованно, незаконно или по другим видам нарушений, ещё недостаточно эффективна и она предопределена отсутствием законодательно установленной  ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и муниципальных образований и руководителей организаций за такие расходы, а также отсутствием законодательно установленных прав у Контрольно-счётной палаты по применению мер административного и дисциплинарного воздействия к ним.

   Вступление в силу  Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающего статус, принципы деятельности и основные полномочия контрольно-счётных органов, а также новый закон Белгородской области, который принят в соответствии с вышеназванным законом, позволит Контрольно-счётной палате более эффективно работать в данном направлении. Также, Контрольно-счётная палата совместно с депутатами областной Думы, органами исполнительной власти и местного самоуправления, контрольно-счётными органами муниципальных образований будет уделять значительное внимание развитию практических инструментов и методов, позволяющих создать реальную борьбу с коррупцией и финансовыми нарушениями в управлении общественными финансами,  государственной и муниципальной собственностью.

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты

Белгородской области                                                                        Н. А. Звертаев

 

Размещено: 04.05.2012 11:00