ОТЧЁТ

председателя Контрольно-счетной палаты Белгородской области о проделанной работе за 2010 год

 

            Настоящий отчёт председателя Контрольно-счетной палаты Белгородской области о проделанной работе Контрольно-счетной палаты Белгородской области (далее – Палата) за 2010 год подготовлен в соответствии со статьей 10 закона Белгородской области «О Контрольно-счетной палате Белгородской области» (далее – Закон о Палате).

            Свою деятельность Палата осуществляла, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Белгородской области, а также Законом о Палате, непосредственно регламентирующим деятельность Палаты.

            В декабре 2010 года в порядке обмена опытом работы и информации председатель Палаты участвовал во Всероссийском совещании, проведенном Администрацией Президента Российской Федерации, по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации, конференции на тему «Теория  и практика внешнего государственного  контроля. Проблемы и перспективы развития законодательных основ», организованной Счетной палатой Российской Федерации и XVI конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, где обсуждались приоритетные направления ее деятельности в условиях модернизации экономики и обеспечения стратегии национальной безопасности.

            В 2010 году два сотрудника Палаты окончили курс повышения квалификации в учебно-методическом центре Белгородского университета потребительской кооперации в целях соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации (подтверждения квалификационного аттестата в области общего аудита).

            С апреля 2009 года по декабрь 2010 года два сотрудника Палаты принимали участие в образовательном проекте «Школа резервов управленческих кадров» Белгородского государственного университета, а также повысили свою квалификацию в Институте государственного и муниципального управления Белгородского государственного университета по программе «Разработка и принятие управленческих решений».

            Палата, реализуя задачи, предусмотренные статьей 2  Закона о Палате, в 2010 году осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

            В соответствии со  статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Палата осуществляла следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль, представляющие собой систему непрерывного контрольного процесса.

            Деятельность Палаты осуществлялась на основе годового плана работы, согласованного с председателем областной Думы, дополнений к плану работы Палаты на 2010 год на основании писем Счетной палаты Российской Федерации и постановления Белгородской областной Думы от 25 марта 2010 г. №П/44-7-4 «Об отчёте председателя Контрольно-счетной палаты Белгородской области о проделанной работе за 2009 год»,  обращений руководства исполнительной власти области и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, кроме того, в части предоставления текущей информации по обращениям Счетной палаты Российской Федерации и Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

            Данный порядок организации работы обеспечивал определенную систему финансового контроля  за формированием, исполнением и целевым использованием средств областного и местных бюджетов, территориального внебюджетного фонда, использованием государственной собственности Белгородской области и муниципальной собственности, соблюдением действующего законодательства и других нормативных правовых актов, предусматривающих расходы за счет государственных средств, а также касающихся формирования и исполнения бюджетов.

   Каждые полгода результаты работы Палата публиковала в газете «Белгородские известия» под рубрикой «официально». В газете № 50 (2690) 13 апреля 2010 г. опубликованы результаты работы за 2009 год, в газете № 98 (2738) 15 июля 2010 г. – результаты работы Палаты в 1 полугодии 2010 года. Кроме этого,  информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных в 2010 году, и отчёт председателя Контрольно-счетной палаты Белгородской области о проделанной работе за 2009 год размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Белгородской областной Думы.

            Ежеквартально о проведенных контрольных мероприятиях и принятых мерах в 2010 году Палата направляла информации в областную Думу для депутатов и Губернатору области.

            Результаты каждого контрольного мероприятия (в виде проверок), осуществленного Палатой, направлялись в областную Думу и Губернатору области.

            Материалы проверки по Белгородскому государственному институту культуры и искусств переданы в УВД по Белгородской области. Следственным управлением при УВД по городу Белгороду было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 «Мошенничество» Уголовного кодекса  Российской Федерации (по факту хищения денежных средств).

            В 2010 году предварительный контроль осуществлялся путем проведения экспертиз и подготовки заключений с предложениями на законопроекты области, предусматривающие использование средств областного бюджета и бюджета территориального внебюджетного фонда.

            По законопроектам области в 2010 году проведено 19 экспертиз и на них подготовлены заключения, в том числе проведены экспертизы и подготовлены заключения с предложениями на законопроекты об областном бюджете на 2011 год и бюджете Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год. При проведении  экспертиз этих законопроектов анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и областного законодательств, сбалансированности бюджетов. Проанализированы доходная и расходная части бюджетов.

            Текущий контроль осуществлялся в виде анализа и подготовки заключений по исполнению областного бюджета за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2010 года с предложениями по более эффективному использованию бюджетных средств.

            Вместе с тем, основным видом деятельности Палаты в 2010 году была контрольно-ревизионная работа в форме последующего контроля.

            В ходе осуществления  контрольно-ревизионной работы было осуществлено 21 контрольное мероприятие, где охвачено проверками 3 департамента, 5 муниципальных образований, 22   государственных  унитарных предприятия, 13 учреждений и организаций. Установлены нарушения по результатам 7 контрольных мероприятий на общую сумму 34829,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета на сумму 23617,9 тыс. рублей.

            Суммы по видам нарушений следующие:

 Таблица №1

№ п/п

Виды нарушений

Общая сумма (тыс. рублей)

Удель-ный вес

 в общей сумме (%)

Сумма по средст-вам област-ного бюджета (тыс.  рублей)

Удель-ный вес

в сумме по средст-вам област-ного бюдже-та

(%)

1

2

3

4

5

6

1

Нецелевое использование средств

1465,8

4,2

1465,8

6,2

2

Незаконное использование средств

12740,3

36,6

6880,2

29,1

3

Неэффективное использование средств

1159,5

3,3

973,5

4,1

4

Необоснованное использование средств

14993,1

43,1

14071,6

59,6

5

Потери бюджета

4470,5

12,8

226,8

1,0

 

Всего

34829,2

100,0

23617,9

100,0

 

            В основном допускались следующие виды нарушений – незаконные и необоснованные выплаты материальной помощи и других выплат, неисполнение требований законодательства в части осуществления капитального ремонта жилищного фонда, использование займов из средств областного бюджета не по целевому назначению, недопоступление арендной платы, завышение объемов и стоимости  выполненных строительно-монтажных работ и другие.

            Нарушения допускались по причинам того, что муниципальные районы, а также  учреждения и организации не должным образом соблюдали существующее законодательство, неэффективно использовали финансовые средства, государственное и муниципальное имущество. На недостаточном уровне осуществляется финансовый контроль со стороны представительных органов муниципальных образований и контрольно-счетных органов, образованных ими.

            Основная часть из выявленных сумм нарушений приходится на  ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств»  19476,6 тыс. рублей (или 55,9% от общей суммы нарушений), муниципальный район «Шебекинский район и город Шебекино» - 6402,8 тыс. рублей (или 18,4%), муниципальный  район «Город Валуйки и Валуйский район» (3243,6 тыс. рублей или 9,3%) и ГУП «Семейные фермы Белогорья» (2812,3 тыс. рублей или 8,0%).

            Так, в ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств»  в нарушение Социального кодекса Белгородской области , а также без наличия законодательной, нормативной и правовой базы была выплачена материальная помощь работникам учреждения и студентам на общую сумму 13070,4  тыс. рублей, без подтверждения соответствующими документами оплачено физическим лицам за текущий ремонт 1922,4 тыс. рублей, необоснованно начислено по совместительству 1318,9 тыс. рублей.

            В муниципальном районе «Шебекинский район и город Шебекино» в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и других нормативных правовых  актов  при проведении капитального ремонта жилых зданий профинансированы расходы на сумму 6402,8 тыс. рублей, не указанные в статье 15  данного закона.

            В муниципальном  районе  «Город Валуйки и Валуйский район» недопоступила в бюджет арендная плата в сумме 2400,0 тыс. рублей за счет передачи части муниципального имущества в безвозмездное пользование федеральным структурам, произведено погашение долговых обязательств, обеспеченных муниципальной гарантией на сумму 538,2 тыс. рублей, занижена арендная плата на  305,4 тыс. рублей за счет неправильного применения ставок арендной платы за имущество.

            В ГУП «Семейные фермы Белогорья» снабженческо–сбытовые сельскохозяйственные потребительские кооперативы использовали целевые займы из средств областного бюджета не на инвестиционные проекты, а на текущие расходы.

            Были выявлены и другие нарушения при проведении контрольных мероприятий, подробно они изложены в прилагаемой к отчёту информации о проведенных Контрольно-счетной палатой Белгородской области  контрольных мероприятий за 2010 год и выявленных нарушениях и недостатках.

            Кроме этого, в соответствии с постановлением Белгородской областной Думы от 25 марта 2010 г. №П/44-7-4 был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности 22 государственных унитарных предприятий Белгородской области  за 2009 год, по результатам которого были даны конкретные предложения в отношении  шести предприятий о целесообразности их деятельности в данной организационно-правовой форме.

            В результате  постановлением Правительства Белгородской области от 6 декабря 2010 г.  №416-пп «О внесении изменений в постановление правительства области от 31 мая 2010 года № 197-пп» в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Белгородской области на 2010-2012 годы внесены изменения, в том числе дополнен перечень государственных унитарных предприятий Белгородской области, планируемых к приватизации в 2010-2011 годах:

            -ГУП Белгородской области «Белгородское качество»;

            -ГУП «Зерно Белогорья»;

            -ГУП Белгородской области «Агро-Мир»;

            Также учредителем     Белгородского   областного   государственного   унитарного    предприятия "Региональный научно-производственный Центр "Одно окно" принято решение об оптимизации структуры путем ликвидации филиалов в районах области.

            По результатам проведенных контрольных мероприятий Палатой, в соответствии со ст. 9 Закона о Палате, было направлено органам государственной власти области, местного самоуправления, руководителям организаций и учреждений 6 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Следует отметить, что при выполнении предложений, обозначенных в представлениях Палаты, руководители соответствующих органов управления, организаций и учреждений недостаточно ответственно подошли к принятию мер по возмещению причиненного ущерба, всего было возмещено 3301,7 тыс. рублей (9,5% от общей суммы выявленных нарушений), в том числе средства областного бюджета 2354,9 тыс. рублей (10,0% от суммы выявленных средств по областному бюджету). В отношении основной части выявленных нарушений (ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств») проводится работа правоохранительными органами.

К дисциплинарной ответственности привлечено 8 человек, в том числе отстранен от должности ректор ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств». Меры ответственности были применены лишь в ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств» и муниципальном районе «Грайворонский район» Белгородской области.

Также  необходимо отметить, что сотрудники Палаты непосредственно в ходе контрольных мероприятий принимали меры по оказанию реальной помощи по устранению выявленных  нарушений и недостатков.

   Как неоднократно уже заявлялось, что недостаточно эффективная работа в части возмещения средств, использованных необоснованно, незаконно или не по целевому назначению предопределена была отсутствием законодательно установленной  ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и муниципальных образований и руководителей организаций за такие расходы, а также отсутствием законодательно установленных прав у Палаты по применению мер дисциплинарного воздействия к ним.

   Вступление в силу  Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающий статус, принципы деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов, а также новый закон Белгородской области, который будет принят в соответствии с вышеназванным законом, позволит Палате более эффективно работать в данном направлении. Также Палата совместно с депутатами областной Думы, органами исполнительной власти и местного самоуправления, контрольно-счетными органами муниципальных образований намерена уделять особое внимание развитию практических инструментов и методов, позволяющих создать реальную борьбу с коррупцией и финансовыми нарушениями в управлении общественными финансами,  государственной и муниципальной собственностью.

 

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Белгородской области                                                                         В.И. Наумов

 

Размещено: 29.04.2011 12:48

© Белгородская областная Дума, 2011