ОТЧЕТ

председателя Контрольно-счетной палаты Белгородской области о проделанной работе за 2009 год

 

            Настоящий годовой отчет о проделанной работе за 2009 год Контрольно-счетной палатой Белгородской области (далее – Палата) подготовлен в соответствии со статьей 10 закона Белгородской области «О Контрольно-счетной палате Белгородской области» (далее – Закон о Палате).

            Палата осуществляла свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Белгородской области, а также законом области непосредственно регламентирующими деятельность Палаты.

            В 2009 году в порядке обмена опытом работы и информации сотрудники Палаты в декабре месяце участвовали в совещании, проведенном Администрацией Президента Российской Федерации, по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации и семинар-совещании на тему «Инновационное развитие экономики и задачи контрольно-счетных органов», организованном Счетной палатой Российской Федерации и Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации.

            Для подтверждения квалификационного аттестата в области общего аудита в 2009 году один сотрудник Палаты прошел повышение квалификации в учебно-методическом центре Белгородского университета потребительской кооперации.

            В 2009 году Палата, реализуя задачи, предусмотренные статьей 2  Закона о Палате, осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

            Согласно статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Палата осуществляла следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий контроль, которые представляют собой систему непрерывного контрольного процесса.

            Деятельность Палаты осуществлялась на основе годового плана работы, согласованного с председателем областной Думы, обращений депутатов областной Думы и руководства исполнительной власти области, кроме того, в части предоставления текущей информации по обращениям Счетной палаты Российской Федерации и прокуратуры Белгородской области.

            Такой порядок организации работы обеспечивал определенную систему финансового контроля  за формированием, исполнением и целевым использованием средств областного и местных бюджетов, территориального внебюджетного фонда, использованием государственной собственности Белгородской области и муниципальной собственности, соблюдением действующего законодательства и других нормативных правовых актов, предусматривающих расходы за счет государственных средств, а также касающихся формирования и исполнения бюджетов.

            Результаты работы Палата каждые полгода публиковала в газете «Белгородские известия». В газете № 42 (2445) 11 марта 2009 г. были опубликованы результаты работы за 2008 год, а в газете № 120-121 (2523-2524) 15 июля 2009 г. – результаты работы Палаты за 1 полугодие 2009 года.

            Ежеквартально о проведенных контрольных мероприятиях и принятых мерах в 2009 году Палата направляла информации в областную Думу для депутатов и Губернатору области.

            Результаты каждого контрольного мероприятия (в виде проверок), осуществленного Палатой в соответствии с законом о Палате, направлялись в областную Думу и Губернатору области.

            Материалы проверки по ФГУ «Управление эксплуатации Белгородского водохранилища» переданы в прокуратуру Белгородской области.

            Предварительный контроль в 2009 году осуществлялся путем проведения экспертиз и подготовки заключений с предложениями на законопроекты области, предусматривающие использование средств областного бюджета и бюджета территориального внебюджетного фонда.

            Всего в 2009 году по законопроектам области проведено 8 экспертиз и соответственно столько же подготовлено заключений, в том числе проведены экспертизы и подготовлены заключения с предложениями на законопроекты об областном бюджете на 2010 год и бюджете Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год. В ходе экспертиз этих законопроектов анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и областного законодательств, сбалансированности бюджетов, расчетов доходной части. Проанализированы были расходные части бюджетов.

            Текущий контроль осуществлялся в виде анализа и подготовки заключений по исполнению областного бюджета за 1-й квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев 2009 года с предложениями по более эффективному использованию бюджетных средств.

            Основным видом деятельности в 2009 году в Палате была контрольно-ревизионная работа в форме последующего контроля.

            В ходе выполнения контрольно-ревизионной работы было осуществлено 27 контрольных мероприятий, где охвачено проверками 27       муниципальных районов, учреждений и организаций. Установлены нарушения по результатам 16 контрольных мероприятий на общую сумму 46602,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета на сумму 3289,1 тыс. рублей.

            Суммы по видам нарушений следующие:

 

п/п

Виды нарушений

Общая сумма (тыс. рублей)

Удель-ный вес

 в общей сумме (%)

Сумма по средст-вам област-ного бюджета (тыс.  рублей)

Удель-ный вес

в сумме по средст-вам област-ного бюдже-та

(%)

1

2

3

4

5

6

1

Нецелевое использование средств

1449,0

3,1

-

-

2

Незаконное использование средств

121,6

0,3

121,6

3,7

3

Неэффективное использование средств

5424,0

11,6

-

-

4

Необоснованное использование средств

27604,0

59,3

1409,3

42,9

5

Потери бюджета

12003,9

25,7

1758,2

53,4

 

Всего

46602,5

100,0

3289,1

100,0

 

            В основном допускались следующие виды нарушений – завышение стоимости и объемов выполненных строительно-монтажных работ при капитальном строительстве и ремонтах, реализация муниципальной собственности по заниженной цене, недопоступление арендной платы, дополнительные затраты на покупку объектов, в которых не было надобности и другие.

            Нарушения допускались по причинам того, что муниципальные районы, другие учреждения и организации не должным образом соблюдали существующее законодательство, неэффективно использовали финансовые средства, государственное и муниципальное имущество. Еще недостаточно осуществляется организация бюджетного и бухгалтерского учета, финансового контроля органами исполнительной власти и органами местных администраций муниципальных образований. На недостаточном уровне осуществляется финансовый контроль со стороны представительных органов муниципальных образований и контрольно-счетных органов, образованных ими.

            Следует отметить, что органы исполнительной власти области, не в полной мере использовали возможности эффективного управления и использования государственных средств, которые были определены постановлением Правительства Белгородской области от 28 мая 2004 г.               №50-пп «О повышении эффективности управления областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями», а в последующем постановлением Правительства Белгородской области от 14 апреля 2009 г. № 125-пп «О повышении эффективности управления областными государственными бюджетными учреждениями и областными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения».

            Выявленные суммы по нарушениям в основном приходятся на ФГУ «Управление эксплуатации Белгородского водохранилища», муниципальный район «Прохоровский район» Белгородской области, муниципальный район «Краснояружский район» Белгородской области и муниципальный район «Корочанский район» Белгородской области. В ходе контрольных мероприятий по этим объектам нарушения выявлены на сумму 31234,4 тыс. рублей или 67,0 процентов от общей выявленной суммы по нарушениям.

            Конкретные отдельные факты нарушений и недостатков, выявленные в ходе контрольных мероприятий, следующие.

            Так, при проверке ФГУ «Управление эксплуатации Белгородского водохранилища» по вопросу использования средств на реализацию проекта «Углубление и расширение русла реки Ворскла у п. Борисовка Белгородской области» было установлено, что учреждение за счет завышения в актах о приемке выполненных работ стоимости выполненных работ против сметной, а также завышения объемов выполненных работ и невыполнения отдельных видов работ, в 2005 году излишне оплатило подрядчику ООО «Стройинвестинжиниринг СУ-848» (г. Москва с наличием в то время Представительства в г. Белгород) 11067,1 тыс. рублей из общей суммы перечисленных 17000,0 тыс. рублей.

            Материалы проверки по ФГУ «Управление эксплуатации Белгородского водохранилища» были переданы в прокуратуру области. Результатами принятого решения Палата не располагает.

            В муниципальном районе «Прохоровский район» Белгородской области при проверке отдельных вопросов формирования и целевого использования средств местного бюджета за 2008 год и 1 квартал 2009 года только за счет завышения коэффициентов при оплате стоимости выполненных работ двум подрядчикам МУП «Строитель» и ООО «Диабаз» необоснованно было оплачено 5120,4 тыс. рублей. На 1039,9 тыс. рублей были завышены объемы и стоимость выполненных работ, а 811,6 тыс. рублей было оплачено за земельные работы, не предусмотренные сметой.

            Этот же муниципальный район из-за реализации недвижимого имущества по заниженной цене недополучил в местный бюджет 2008,6 тыс. рублей.

            В муниципальном районе «Краснояружский район» Белгородской области в ходе проверки по вопросу формирования и целевого использования средств местного бюджета за 2008 год было выявлено, что в нарушение постановления Правительства Белгородской области от 24 декабря 2007 г. № 310-пп «Об областной программе «500 парков Белогорья» на 2008-2012 годы» по нецелевому назначению было использовано 1449,0 тыс. рублей, в том числе: в Колотиловском сельском поселении с учетом приписок объемов 818,6 тыс. рублей, которые были использованы на обустройство лесного массива на берегу пруда, а не парка в с. Колотиловка, в Вязовском сельском поселении деньги в сумме 630,4 тыс. рублей вместо обустройства парка использованы на приобретение трактора МТЗ-82 и запчастей на трактор.

            Здесь же при капитальном ремонте гидротехнических сооружений пруда № 1 на балке Попова в п. Красная Яруга подрядчиком ООО «Эмсор» были завышены фактические затраты против сметных на 1317,7 тыс. рублей.

            Кроме этого, в Краснояружском районе местный бюджет недополучил 2058,4 тыс. рублей за счет неправильного применения нормативных правовых актов при сдаче в аренду земли и муниципального имущества.

            В целом, в части пополнения местных бюджетов за счет аренды муниципального имущества, в ходе проверок муниципальных районов выявлены факты необоснованных потерь доходов местного бюджета за счет передачи части помещений муниципального имущества федеральным структурам и другим организациям, финансируемым не из местного бюджета, в безвозмездное пользование вместо передачи в аренду и получении арендной платы.

            Так, при проверке муниципального района «Корочанский район» Белгородской области по вопросу формирования и целевого использования средств местного бюджета за 2008 год и 1 квартал 2009 года, в проверяемый период за счет передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества площадью 2973 кв. м местный бюджет недополучил 4459,5 тыс. рублей. В частности безвозмездно пользовались помещениями: государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Корочанскому району – площадь 673,8 кв. м, Курская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа – площадь 605,3 кв. м,  Отдел   внутренних  дел  Корочанского  района    площадь  563,6 кв. м, Управление Судебного департамента в Белгородской области – площадь 384,7 кв. м и еще восемь структур, используемых безвозмездно общую площадь 745,6 кв. м.

            Следует отметить, что контрольные мероприятия, проводимые в муниципальных образованиях, показали, что администрации районов, получая значительные дотационные средства из областного бюджета, продолжают допускать много нарушений.

            Имели место факты нарушений, установленные в ходе проведения других контрольных мероприятий.

            Подробно они изложены в прилагаемой к отчету информации о проведенных Контрольно-счетной палатой Белгородской области контрольных мероприятиях за 2009 год и выявленных нарушениях и недостатках.

            По результатам проведенных контрольных мероприятий, в соответствии со ст. 9 Закона о Палате, органам государственной власти области, местного самоуправления, руководителям организаций и учреждений Палатой было направлено 7 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

При выполнении предложений, обозначенных в представлениях Палаты, руководители соответствующих органов управления, организаций и учреждений недостаточно ответственно подошли к решению этих вопросов, в результате чего возмещено всех средств лишь в сумме 2126,9 тыс. рублей (4,6% от общей суммы выявленных нарушений), в том числе средства областного бюджета 139,6 тыс. рублей (4,2% от суммы выявленных средств по областному бюджету).

К дисциплинарной ответственности привлечен 31 человек (объявлено 6 выговоров и 25 замечаний), но эти меры ответственности были применены лишь в двух муниципальных образованиях (Красногвардейский и Красненский районы).

            Если проанализировать вышеназванные цифры по нарушениям и принятым мерам, то необходимо отметить, что принятые меры малоэффективны. 

            В чем же основные причины?

            Думаю, что, в первую очередь, в отсутствии четкой законодательной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и муниципальных образований и руководителей организаций за нецелевые и другие противозаконные расходы финансовых ресурсов, а также неэффективное ведение производства на предприятиях и в организациях.

            Во вторую очередь,  руководством проверенных объектов при принятии по представлениям Палаты мер, в особенности дисциплинарного воздействия и возмещения материального ущерба, в решениях, распоряжениях и других локальных актах продолжает проявляться благосклонность, т.е. преобладают формулировки – указать, обратить внимание, отменить те или другие выплаты и т.д.

            Таким образом, имеет место тенденция «не обидеть ближнего».

            И в третью очередь, но, наверное, самую главную, то, что Палата законодательно бесправна принимать какие-либо меры к тем горе-руководителям, которые допустили нарушения или непосредственно к юридическим лицам в виде блокировки счета в банке и принудительном возмещении незаконно использованных государственных средств.

Но следует отметить, что сотрудники Палаты непосредственно в ходе контрольных мероприятий по мере возможности принимали меры и оказывали реальную помощь по устранению вскрытых нарушений и недостатков, а также возмещению причиненного материального ущерба.

В настоящее время, когда в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» четко одним из направлений совершенствования технологий формирования и использования бюджета определено совершенствование государственного и муниципального контроля Палате совместно с депутатами областной Думы, органами исполнительной власти и местного самоуправления, контрольно-счетными органами муниципальных образований необходимо менять подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля.

Его содержание должно состоять не только в констатации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.

Контроль за целевым расходованием бюджетных средств необходимо сопровождать содержательным анализом достигнутых результатов каждого бюджетного рубля.

Также необходимо сформировать систему финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти и местными администрациями муниципальных образований, не только в финансовых органах, но и у главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, как это предусматривает статья 266 «Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме этого, следует изменить подходы к организации бюджетного процесса на уровне местного самоуправления. Необходимо систематизировать расходные обязательства, увязав с количеством и качеством предоставляемых муниципальных услуг, с одновременной реализацией мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов с учетом возможностей органов местного самоуправления влиять на поступления в местные бюджеты.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Белгородской области                                                                        В. И. Наумов

 

Размещено: 06.04.2010 12:13