Информация
по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики администрирования имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 - 2016 годы»
В 2014-2016 годах поступление указанных налогов в консолидированный бюджет области составило (млн. рублей):
№ п/п |
Налог |
Поступило в 2014 году |
Поступило в 2015 году |
Поступило в 2016 году |
Темп роста 2015 к 2014 (%) |
Темп роста 2016 к 2015 (%) |
1 |
Налог на имущество физических лиц |
418,5 |
451,6 |
537,3 |
107,9 |
119,0 |
2 |
Земельный налог |
3 326,7 |
3 776,2 |
3 673,9 |
92,5 |
95,1 |
3 |
Транспортный налог |
1 418,7 |
1572,9 |
1 573,0 |
110,9 |
100,0 |
Анализ показал, что в 2014-2016 годах в муниципальных образованиях присутствовал системный подход к определению ставок и льгот по земельному налогу и налогу на доходы физических лиц, которые в основном соответствовали предельным значениям, установленных статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В большинстве муниципальных образований устанавливались льготы по земельному налогу для отдельных социальных групп населения, к которым относятся Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды, ветераны и инвалиды ВОВ, физические лица, подвергшиеся воздействию радиации, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и другие (практически тем же категориям налогоплательщиков, которые указаны в пункте 5 статьи 391 НК РФ).
Льготы по налогу на имущество физических лиц в муниципальных образованиях предоставлялись в соответствии со статьей 407 НК РФ. В некоторых муниципальных образованиях были установлены дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков (многодетным семьям, инвалидам III группы, лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Белгорода» и «Почетный гражданин Белгородской области» и другим).
По итогам проведенного анализа предложено органам местного самоуправления активизировать работу по расширению доходной базы местных бюджетов за счет имущественных налогов, в том числе по проведение работы по инвентаризации невостребованных земельных долей и создание условий для введения их в оборот; введение в экономический оборот неучтенных земельных и имущественных объектов, незаконно занятых земельных участков без разрешающих документов их использования, бесхозных зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений и т.п.; повышение эффективности работы межведомственных рабочих групп по увеличению поступлений доходов по имущественным налогам, в том числе в части выявления незарегистрированных объектов недвижимости и земельных участков и постановки их на налоговый учет, проведения верификации сведений о кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и земельных участков, взысканию недоимки по имущественным налогам.
Аудитор Контрольно-счётной палаты
Белгородской области С.З. Лобанова
Размещено: 29.06.2017