Информация

по результатам  совместного контрольного мероприятия в Старооскольском городском округе Белгородской области по вопросам целевого использования межбюджетных трансфертов, формирования и эффективного использования средств местного бюджета, достаточности финансовых ресурсов, направленных на обеспечение расходных  обязательств, а также оценки сбалансированности бюджета за 2013-2015 годы и 1 полугодие 2016 года 

 

         Контрольно-счётной палатой Белгородской области совместно с Контрольно-счётной палатой Старооскольского городского округа проведено контрольное мероприятие в Староооскольском городском округе Белгородской области по вопросам целевого использования межбюджетных трансфертов, формирования и эффективного использования средств местного бюджета, достаточности финансовых ресурсов, направленных на обеспечение расходных обязательств, а также оценки сбалансированности бюджета за 2013-2015 годы и 1 полугодие 2016 года.

         1.Основные параметры бюджета Старооскольского городского округа в 2013 – 2016 годах характеризуются следующими данными (млн. рублей).

Наименование показателя

2013 год

2014 год

Темп роста, % (гр.3/ гр.2)

2015 год

Темп роста, %   (гр.5/ гр. 3)

2016 год

Темп роста, % (гр.7/ гр. 5)

 

уточнен-ный план на 01.07.2016

исполнение на 01.07.2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ДОХОДЫ, всего

5 706,4

5 798,2

101,6

5 915,1

102,0

5 428,1

2 521,5

91,8

Собственные налоговые и неналоговые доходы

3 227,2

2 551,3

79,1

2 677,4

104,9

2 421,1

1 052,2

90,4

Безвозмездные поступления

2 479,2

3 247,0

131,0

3 237,6

99,7

3 006,9

1 469,3

92,9

РАСХОДЫ, всего

5 974, 5

5 933,2

99,3

5 571,5

93,9

5 664,4

2 652,1

101,7

Дефицит(-) , профицит(+)

-268,1

-134,9

50,3

343,6

-254,6

-236,3

-130,6

-68,8

Муниципальный долг

1178,9

1376,1

 

868,8

 

 

976,8

 

 

2.Анализ влияния изменений федерального и регионального налогового законодательства на сбалансированность бюджета Старооскольского городского округа показал, что уменьшение норматива отчислений НДФЛ, отмена единого норматива отчислений в бюджет, уменьшение кадастровой стоимости земельных участков ОЭМК, передача отдельных полномочий на уровень субъекта (здравоохранение, дошкольное образование), а также увеличение нормативов отчислений по другим доходным источникам (акцизы, госпошлина, арендная плата за земли и продажа земельных участков) положительно повлияли на доходный потенциал бюджета округа. В анализируемом периоде (2013-2015 г.г. и прогноз 2016 года) дополнительно в бюджете высвобождалось для исполнения текущих расходов от 50 до 180 млн. рублей в год, в совокупности  за 4 года - до 420 млн. рублей.

 

3.Сумма выпадающих доходов за счет предоставления льгот по земельному налогу отдельным юридическим лицам, а также пенсионерам и другим гражданам, и по налогу на имущество физических лиц ежегодно составляла до 35 млн. рублей.

4.Общая сумма недоимки по налоговым платежам в проверяемом периоде возросла на 47,4% (с 58,1 млн. рублей на 01.01.2013 до 89,5 млн. рублей на 01.01.2016).

5.В связи с отсутствием эффективного управления и надлежащего контроля за распоряжением муниципальным имуществом и земельными ресурсами в части поступлений собственных доходов выявлены потери бюджета округа на общую сумму свыше 150 млн. рублей:

а) продажа действующей сети муниципальных аптек, состоящей из 13 аптек общей площадью 3 831 кв. метров и 4-х земельных участков общей площадью 3372,0 кв. метров, в виде преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью и дальнейшей реализации доли ООО «Медстрой» (директор – Журналев А.В.) за 99,9 млн. рублей. При расчете стоимости имущества, расположенного в престижных, удобных для предпринимательской деятельности местах, экспертом была определена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра помещений аптек (без учета НДС) в размере 24,9 тыс. рублей. Вместе с тем, этим же экспертом в отчетах о рыночной стоимости сопоставимых объектов, реализованных администрацией в том же периоде, средняя стоимость 1 кв. м составляла 35,3 тыс. рублей, что вызывает сомнение в обоснованности определения цены реализованных помещений и позволяет сделать вывод о возникновении реальных потерь бюджета в виде недополученных доходов от продажи доли общества в сумме 46,1 млн. рублей.

Новым собственником только за 1,5 года было получено чистой прибыли свыше 23 млн. рублей, продано одно помещение общей площадью 334 кв. м и изменен профиль двух используемых помещений с последующей их сдачей в аренду торговой сети «Магнит».

Продажа действующей сети аптек с лицензиями и медикаментами привела к затруднению работы и дополнительным вложениям при создании новой муниципальной аптеки;

б) при анализе стоимости нежилых помещений, реализованных субъектам малого предпринимательства по преимущественному праву выкупа, установлено, что цены занижены как минимум в совокупности на 2 млн. рублей;

в) занижены ставки арендной платы за использование имущества, что привело к потерям в сумме 1,9 млн. рублей в результате занижения коэффициентов, учитывающих вид деятельности;

г) недополучены доходы от сдачи в аренду гидротехнических сооружений на  общую сумму 3,9 млн. рублей. По отдельным договорам аренды размер арендных платежей за использование гидротехнических сооружений не пересматривался с 2008 года. Например, ООО «Сателлит» передано в аренду гидротехническое сооружение – гидроузел пруда в балке Глубокий Лог у села Роговатое (плотина IV класса капитальности со строительным объемом 224 тыс м3, высотой 19 м) для снабжения пруда объемом 740 тыс. м3, площадью зеркала 13,4 га и средней глубиной воды 5,5 метров сроком на 10 лет. При имеющейся оценке рыночной стоимости ежемесячной арендной платы (на
март 2014 года) в размере 48,6 тыс. рублей фактически размер арендного платежа установлен в сумме 8,3 тыс. рублей, при этом на территории пруда имеется летнее кафе для торжеств и праздников, беседки, песчаный пляж, спортивные площадки, магазин, предоставляется широкий выбор услуг для отдыхающих: от рыбалки и отдыха до сельского туризма;

д) при предоставлении в аренду земельных участков занижена плата на 2,2 млн. рублей в результате занижения отдельным арендаторам корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка;

е) дебиторская задолженность по аренде имущества увеличилась с 1,2 млн. рублей в 2013 году до 24,3 млн. рублей в 2016 году (более чем в 19 раз). В целом потери бюджета городского округа от сдачи в аренду нежилых помещений в проверяемом периоде составили 34 млн. рублей. При этом отсутствуют конкретные решения по защите имущественных интересов городского округа: не заявляются обеспечительные меры при подаче исковых требований, не принимаются меры по обеспечению исковых требований и решения о досрочном расторжении договоров и  изъятии арендованного имущества  при наличии миллионной задолженности. Так, затягивание принятия необходимых мер (в период с мая 2013 по май 2016 года) к ООО «Рилс» по взысканию дебиторской задолженности за аренду имущества привело к образованию просроченной задолженности на сумму свыше 2,7 млн. рублей.

Непринятие мер по обращению в арбитражный суд о взыскании просроченной задолженности с ООО «Кинотеатр «Парнас» по арендуемым объектам: кинотеатр «Октябрь», кинотеатр «Быль», эфирная студия и пропуск срока исковой давности повлекли потери бюджета округа в размере 5 млн. рублей. В настоящее время также не принимаются меры по досрочному расторжению договора и изъятию у ООО «Кинотеатр «Парнас» кинотеатра «Быль» при наличии просроченной дебиторской задолженности в размере свыше 3 млн. рублей, и по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения.

Несмотря на то, что у администрации округа имеется информация о фальсификации доказательств ООО «Кинотеатр «Парнас» в части выполнения работ по неотделимым улучшениям на общую сумму более 11 млн. рублей, принятых зачетом в счет уплаты арендной платы, обращение в правоохранительные органы с заявлением по вышеуказанным фактам не направлялось;

ж) отсутствие действий со стороны администрации по снижению дебиторской задолженности и повышению эффективности использования земель в части своевременного вовлечения в оборот земельных участков, изымаемых при невыполнении условий договоров, привело к увеличению задолженности по арендной плате за землю почти в 2 раза, которая в 2016 году составила 83 млн. рублей, из них более 50 млн. рублей являются невозможными к взысканию в связи с банкротством предприятий или возвращением исполнительного листа судебным приставом-исполнителем на основании отсутствия у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание.

Так, администрацией округа в течении 3-х лет не принимаются меры по расторжению действующего договора аренды и по изъятию земельного участка общей площадью 37 524 кв. м для строительства площадки для стоянки и разворота большегрузного автотранспорта и хранения контейнеров у ООО «Компания «Зерновой Банкъ», в результате чего образовалась просроченная задолженность в размере свыше 7 млн. рублей;

з) несмотря на сложную экономическую ситуацию в безвозмездное пользование федеральным структурам передано имущество, которое ранее в большей части передавалось за плату, в результате не получены платежи в сумме 5,7 млн. рублей;

и) в доход бюджета округа в 2014–2016 годах недопоступила часть прибыли от унитарных предприятий в сумме 5,5 млн. рублей, в том числе: МУП «Гостиница «Русь» в 2016 году не заплатило 3,8 млн. рублей, при этом в 2016 году с согласия главы администрации округа (согласно постановлениям администрации Старооскольского городского округа от 17.02.2016 № 527, от 05.07.2016 № 2617) этим предприятием предоставлены займы в сумме 7 млн. рублей коммерческой организации ООО «Норильчанин» на пополнение оборотных средств под 0,1%.

Также у МУП «Гостиница «Русь» имеются резервы по увеличению доходности при более эффективном использовании гостиницы «Металлург»;

к) нет системного подхода при осуществлении выявления и учета бесхозяйного и выморочного имущества, не изданы нормативные акты о порядке выявления, учета, оформления и контроля за передачей выморочного имущества в муниципальную собственность в соответствии со ст.1151 ГК РФ, что также является резервом в части увеличения неналоговых доходов бюджета округа.

6. При проверке расходования бюджетных средств на капитальное строительство и капитальный ремонт объектов жизнеобеспечения и социально-культурного назначения установлена оплата за невыполненные работы на общую сумму 4,8 млн. рублей, допущено нецелевое использование средств на сумму 0,1 млн. рублей, за невыполнение условий договоров администрацией округа не предъявлены подрядчикам штрафные санкции на общую сумму 1,2 млн. рублей.

В программу переселения граждан из аварийного жилья 2016 года необоснованно включено расселение граждан, по решению суда признанных утратившими право пользования жилыми помещениями, и использование средств областного бюджета в размере 0,4 млн. рублей.

В октябре 2016 года с ООО «Норильчанин» заключены муниципальные контракты  на общую сумму свыше  77 млн. рублей на покупку готовых квартир для предоставления детям-сиротам и переселения граждан из аварийного жилья при фактической их готовности на 65 % (в отсутствие кровли во 2 блок-секции, внутренней отделки всех жилых и подвальных помещений, отделки фасада).

7. Контрольно-счетной палатой Старооскольского округа в проверяемом периоде (2013-2015 г.г.) установлено использование бюджетных средств и имущества с нарушениями на общую сумму свыше 224 млн. рублей, в том числе при проверке МУП «Оскольские дороги» установлено нарушений на сумму свыше 148 млн. рублей. Были внесены представления, но они в полной мере не исполнены. Так, в МУП «Оскольские дороги» (в отношении которого введено внешнее управление) так и не обеспечена сохранность принадлежащего ему имущества. По результатам проверки этого предприятия установлена недостача материалов и необоснованного списания в производство несуществующих материалов для изготовления асфальтобетонной смеси на общую сумму свыше 4 млн. рублей.

8. Ежегодно в нарушение ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 2012-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также налогового законодательства Российской Федерации получателями бюджетных средств производилось несвоевременное перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налогов в бюджеты всех уровней, в результате чего допускалось неэффективное использование бюджетных средств, а также средств учреждений от приносящей доход деятельности в виде уплаты пени, штрафов на общую сумму 19,4 млн. рублей, в том числе: в 2013 году – 9 млн. рублей, в 2014 году – 1,9 млн. рублей, в 2015 году – 8,5 млн. рублей.

За 1 полугодие 2016 года за несвоевременное перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на имущество организаций, получателями бюджетных средств уплачены пени и штрафы в размере 1,2 млн. рублей.

9. Администрацией округа и подведомственными учреждениями нарушаются требования ст.103 Федерального закона № 44-ФЗ в части соблюдения сроков направления документов о приемке поставленного товара (оказанной услуги) в орган исполнительной власти Белгородской области, уполномоченный на ведение реестра контрактов.

По результатам проверки главе администрации Староосколького городского округа направлено представление с предложением устранить выявленные нарушения и недостатки.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» 7 ноября 2016 года материалы направлены в УМВД России по Белгородской области.

 

Аудитор Контрольно-счётной палаты

Белгородской области                                                         Н.И. Усова

 

Акт по результатам совместного контрольного мероприятия.pdf

Акт по результатам совместного контрольного мероприятия.htm